Навигация
Расписание
Годовой календарный учебный график


Расписание звонков

Изменения в расписании

Расписание кружков

план работы родительского Совета
Поиск


Из жизни школы
Фото из жизни школы
Вниманию родителей
ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тестирование обучающихся

образовательных учреждений на выявление фактов употребления психоактивных веществ (далее – тестирование) является составной частью государственной антинаркотической политики и системы профилактики наркомании в Свердловской области.

 

Тестирование проводится в отношении лиц

с 13 до 17 лет.

 

Основная цель тестирования – предупреждение распространения употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях.

 

Тестирование проводится медицинскими работниками

государственного учреждения здравоохранения

Свердловской области.

Информация о результатах тестирования предоставляется обучающимся, прошедшим тестирование, старше 15 лет.

 

Обучающимся до 15 лет информация о результатах тестирования предоставляется родителям или законным представителям.

 

Обучающимся, попавшим по результатам тестирования в группу риска, выдается направление на консультацию к врачу психиатру-наркологу по месту жительства.

Нормативно-правовое основание

для организации и проведения тестирования

 

1.    Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

 

2.    Областной закон от 19.12.1997 г.  № 78-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» с изменениями и дополнениями.

 

3.    Закон Свердловской области от 28.11.2001 № 58-0З «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» с изменениями и дополнениями.

 

4.    Решение антинаркотической комиссии Свердловской области № 4 от 14.12.2009 г., решения Президиума Правительства Свердловской области от28.12.2009 г. № 14 п. 2

 

5.    Постановление Правительства Свердловской области от 12.04.2010 г. № 598-ПП «Об организации тестирования обучающихся в ОУ Свердловской области на выявление фактов употребления ПАВ».

 

6.    Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.04.2010 г. № 405-ПП «О проведении тестирования обучающихся ОУ Свердловской области на выявление фактов употребления ПАВ».

 

7.    Постановление Правительства Свердловской области от 23.06.2010 г. 956-ПП «О проведении тестирования обучающихся в ОУ Свердловской области на наличие ПАВ».

 

8.    совместный приказ МО и ПО СО от 18.08.2010 г. и МЗ СО «О проведении тестирования обучающихся ОУ СО на выявление фактов употребления ПАВ».

 

9.    Совместный приказ Управления образования Администрации города Екатеринбурга и Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга от13.09.2010 г. 48-о и № 37 «Об организации и проведении в 2010 году тестирования обучающихся муниципальных образовательных учреждений на выявление факта употребления психоактивных веществ»

Тестирование методом иммунохроматографической диагностики (экспресс-тест) это современный, надежный и эффективный инструмент для ответа на вопрос: употреблял ли человек наркотические вещества (особенно для выявления факта употребления клубных наркотиков и сформировавшейся физической зависимости).

 

Зачем нужен экспресс-тест?

·        Может снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков, основанные на изменении поведения подростка (скрытность, напряженность в отношениях с родителями, агрессивность, снижение успеваемости и т.д.).

·        Поможет не упустить период «подсаживания» на иглу или «пробования» наркотиков.

·        Может стать началом серьезного разговора родителей и молодого человека о последствиях употребления наркотиков и о том, кому выгодно формировать у него такие привычки.

·        Даст шанс предотвратить развитие наркотической зависимости на ранней стадии употребления наркотиков.

В чем преимущества теста?

 

·        Простота и удобство самодиагностика с помощью тестов позволяет получить результат дома; не требует дорогостоящего оборудования и специальных навыков.

 

·        Надежность – достоверность тестов достигает 92–99,8%, при этом каждый диагностический тест имеет встроенный внутренний контроль, позволяющий убедиться в том, что процедура тестирования проведена правильно.

 

·        Объективность – никто не заинтересован в обнаружении несуществующей болезни.

 

·        Экономичность – экономия времени на проведение обследования.

 

·        Анонимность – это особенно важно при выявлении фактов употребления наркотиков.

 

·        Своевременность – результат можно получить за считанные минуты (15 минут) и в зависимости от него решать, предпринимать какие-то меры или, благополучно развеяв сомнения, продолжать вести обычную жизнь.

        

            Для проведения тестирования будет использован набор иммунохроматографических полосок для одновременного выявления 5 наркотических соединений (опиидов, канабиноидов, амфетаминов, метамфетаминов, кокаина) в слюне (если наркотик не выявлен, то в тестовой зоне появляются 2 полоски, если наркотик выявлен, то – 1 полоска).

 

            Тестирование поможет выявить:

·        физическую зависимость у лиц, употребляющих наркотики или иные ПАВ;

·        эпизодический характер употребления наркотиков;

·        формирующуюся психическую зависимость.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если опасаетесь, что ваш ребенок начал употреблять наркотики.

Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков,

если замечаете, что его поведение меняется:

·        утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;

·        сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;

·        нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;

·        резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;

·        непривычная раздражительность и агрессия;

·        замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;

·        сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;

·        телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;

·        стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

·        нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;

·        необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;

·        долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;

·        нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

·        специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);

·        незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;

·        неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;

·        необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

 

 

Что делать, если вы заподозрили неладное?

Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!

Недели могут решить судьбу Вашего ребенка!

Не теряйте времени!


Результаты тестирования получены, что делать?

 

При отрицательном результате

Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.

 

Что бы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

 

  1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!

            Ребенок – это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой – не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».

 

2.      Будьте вместе со своим ребенком!

      Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.

 

3.      Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!

      К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.

 

4.      Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию.

            Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3–4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!

 

При положительном результате

Вы испытываете:

·        чувство вины за ребенка  («Где упустили? В чем наша ошибка?»);

·        гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);

·        стыд и недоверие к окружающим (« Вы меня не понимаете… у Вас ведь нет ребенка-наркомана…»);

·        страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

 

Помните!

Полученный результат – отправная точка

для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя,

готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его

проблемами.

 

1.      Лучшая защита – это нападение.

Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков – совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.

 

2.      Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.

Наркобизнес – один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку – бессмысленно.

 

3.       Диагностика с применением тестов – это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

 

Как реагировать, если ваш ребенок подтвердил,

что употребляет наркотики?

 

 

1.      Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для вашего ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.

 

2.      Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.

 

3.      Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.

 

4.      После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.

 

5.      Пройдите обследование.

 

Помните!

 

Определить, сформировалась зависимость или нет,

может только специалист.

 

Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь.

 

Вы все это знаете... Теперь главное – понять.

Прочитайте еще раз.


Научите ребенка говорить «нет» наркотикам!

 

Сказать «нет» – это целая наука,

которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.

 

Объясните ребенку, что, отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Его голос должен быть твердым и уверенным. Он имеет право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым – просто помогите ему это осознать.

 

Некоторые примеры или сценарии отказа:

 

1.      «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков.

 

2.      «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений – они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.

 

3.      На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».

 

4.      «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».

 

5.      «Отстань!»

 

6.      «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?»

 

7.      «Наркотики меня не интересуют».

 

8.      Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.

 

9.      Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.

 

Примерный сценарий проведение профилактических мероприятий среди родителей учащихся общеобразовательных учреждений, распространение среди них информационно-просветительской продукции (Z-CARD)

 

Участники мероприятий: родители учащихся образовательных учреждений, представитель администрации школы (директор или заместитель директора), психолог, нарколог, инспектор ПДН (представитель  УФСКН России по Тюменской области и др.).

Цели:

- формирование у родителей учащихся образовательных учреждений положительного отношения к проведению среди учащихся мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств (тестированию);

- привлечение родителей учащихся к осуществлению мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, распространение среди них информационно-просветительской продукции (Z-CARD) и экспресс-тестов на определение наличия в организме человека наркотических веществ.

Задачи:

·               повышение педагогической культуры родителей;

·               расширение знаний родителей о проблемах, связанных с наркотиками;

·               получение согласия родителей учащихся на участие их детей в осуществлении тестирования.

Подготовительная работа:

·               Определение формы проведения мероприятия, предварительная работа с возможными выступающими.

·               Получение в необходимом количестве Z-CARD и бланков заявлений для получения согласия родителей учащихся (не достигших возраста 16 лет) на участие их детей в тестировании.

 

Ход мероприятия:

Представитель администрации образовательного учреждения: Здравствуйте, уважаемые родители!  Мы собрались с вами в преддверие ежегодного проведения областных мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, среди учащихся образовательных учреждений. Эти мероприятия проводятся в нашей области в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области № 300-рп от 10.04.2006 г. (с изменениями от 19.03.2008) начиная с 2002 года. С текстом распоряжения можно ознакомиться на сайтах ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» (www.ocpr72.ru), а также в сайтах справочно-правовых систем «Гарант» (www.garant.ru) и «Консультант+» (www.consultant-plus.ru).

По данным мониторинга наркоситуации в Тюменской области благодаря предпринимаемым мерам по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков в последние годы удалось сократить темпы распространения наркомании, стабилизировать ситуацию с ростом числа наркопотребителей. Число несовершеннолетних, больных наркоманией сегодня исчисляется единицами. Но эта ситуация может измениться. Именно поэтому в постоянном режиме необходимо проводить работу по профилактике распространения наркомании и, прежде всего, среди основной группы риска вовлечения в ряды потребителей наркотиков – детей и молодежи.

Именно с этой целью в нашей области ежегодно проводится массовое тестирование, в том числе учащихся образовательных учреждений. Данное мероприятие позволяет нам выявлять потребителей наркотиков на ранних стадиях формирования зависимости и своевременно начать работу по обеспечению необходимой им лечебно-реабилитационной помощи, что особенно важно, еще раз подчеркну, именно на ранних стадиях формирования зависимости, когда реабилитационный потенциал человека достаточного высок. Кроме того, в ходе тестирования квалифицированные специалисты проводят информационно-разъяснительную работу, направленную на профилактику потребления наркотиков с каждым учащимся, предотвращая тем самым возможность вовлечения их в потребление наркотиков, поскольку наркопотребители составляют опасность для своего молодежного окружения, так как по неофициальным, но очень надежным данным, полученным в ходе конфиденциальных бесед с наркозависимыми, один наркоман за год вовлекает  в употребление до 10 молодых людей. Данное мероприятия позволяет нам также оценить риски распространения наркомании в каждом образовательном учреждении, чтобы компетентными органами были приняты необходимые меры по созданию безопасной среды для ваших детей. При этом хочу акцентировать ваше внимание, что информация о результатах тестирования конфиденциальна, оценка уровня распространения наркомании проводится на основании только статистических данных.

Сегодня мы предлагаем вам возможность побеседовать с представителями учреждений системы профилактики, чтобы услышать из «первых уст» реальное положение дел в сфере профилактики наркомании в нашем районе (городе), сделать для себя необходимые выводы, определить свое отношение к данной проблеме, получить знания о том, как обезопасить себя и своих детей. 

Позвольте представить наших гостей: психолог, врач-нарколог, инспектор ПДН (представитель УФСКН России по Тюменской области и др.).

Представитель правоохранительных органов: Уважаемые родители! Хотелось бы обратить ваше внимание, что одновременно с проблемами (в том числе правового характера), возникающими при потреблении наркотических веществ, возникает вероятность вовлечения молодого человека в преступную деятельность, зачастую связанную именно с незаконным оборотом наркотиков (дается информация об административной и уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков). Потребление наркотиков неизбежно сопровождается совершением правонарушений, что влечет за собой ряд правовых последствий. Позвольте познакомить вас с информацией о состоянии преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в нашем районе (городе), в том числе с участием несовершеннолетних (приводятся данные статистики по правонарушениям, связанным  с потреблением и оборотом наркотиков, в том числе совершенным в состоянии наркотического опьянения, с приведением примеров из практики как складывается судьба задействованных в преступной деятельности лиц).

Еще хотелось бы обратить ваше внимание, что в ходе профилактических рейдов на дискотеках выявляется большое количество несовершеннолетних из благополучных семей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Поэтому проблема потребления наркотиков связана не только с, так называемыми, маргинальными слоями общества. К сожалению эта проблема может коснутся каждого из нас. Поэтому, я считаю, обязательным проведение работы по профилактике распространения наркомании, в том числе посредством проведения тестирования.

Психолог: В подростковом возрасте есть свои особенности, которые делают его особенно рискованным для развития различных видов зависимостей, включая наркотическую, и способствуют их быстрому развитию.

Важной особенностью подросткового периода является его двойственность: с одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.), с другой стороны, не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. Во время смены интересов есть момент, когда, кажется, что подростка вообще ничего не интересует. Чувство взрослости является движущей силой подросткового поведения в этот период, хотя объективной взрослости у подростка еще нет. Поэтому разочарование неизбежно, так как ребенок пытается демонстрировать взрослые модели поведения при не сложившейся иерархии ценностей. Этот конфликт приводит ребенка к ощущению непонимания его со стороны взрослых, тогда как базовой потребностью подросткового возраста является — понимание. В этот период отношения со сверстниками более значимы для подростка.  На этом этапе мнения сверстников для подростка становится авторитетными, он легко подвергается их влиянию и поэтому возрастает риск вовлечения его в потребление наркотиков. С родителями, чаще всего, своими проблемами он делится в последнюю очередь. Именно поэтому родители последними узнают о том, что их ребенок употребляет наркотики.

Взрослые, в первую очередь родители, должны понимать, что дети в этом возрасте становятся застенчивыми, излишне тревожными и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что может парализовать социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Чтобы снять возможное напряжение некоторые подростки выбирают употребление психоактивных веществ. Поэтому важны со стороны родителей понимание и поддержка своих детей. Необходимо сохранить с детьми доверительные отношения, ну и конечно не терять бдительности.

Бытует ошибочное мнение, что только неблагополучные семьи имеют детей-наркоманов, чтобы убедиться в обратном предлагаем вам прослушать исповеди наркозависимых, проходивших реабилитацию в Областном центре профилактики и реабилитации:

1. Родители никогда не занимались моим воспитанием, у них не было времени. Я-дитя улицы, рос сам по себе, делал все, что хотел. Моими школьными успехами никто не интересовался. В результате попал в плохую компанию, стал принимать наркотики. Родители по-прежнему ничего не замечали в моем поведении. В Центр я обратился сам. Вовремя спохватился. Теперь надеюсь вылечиться и вернуться к нормальной жизни. (Григорий, 20 лет)

2. Я рос очень избалованным ребенком. Мне покупали все, что я просил, и исполняли все мои прихоти. Я никогда не знал слова «нельзя». Может быть, поэтому я и стал употреблять наркотики. Это был в своем роде мой ответ тому обществу, в которое я попал, когда вырос. Именно из этого общества я и ушел в мир наркотических иллюзий, где мне было очень хорошо. Как я сюда попал? Спохватились родители. А теперь я и сам понял, что так больше жить нельзя.(Иван, 23 года)

3. Меня всегда воспитывали очень строго: туда не ходи, этого не делай, говори только хорошие слова, руки на столе держи правильно… То есть шаг вправо – шаг влево... Поэтому мое бегство от действительности стало бегством из собственной семьи. Как ни странно, тревогу забила моя бывшая одноклассница, которая где-то прослышала об этом Центре. Она «поставила на уши» моих родителей и вот я здесь. Что будет дальше – не знаю. Такая апатия ко всему, что даже лечиться не хочется. Может быть, это пройдет, и врачи помогут мне вернуться в нормальный мир, мир без наркотиков. Потому что умом я понимаю, что это очень плохо, жить так, как жила я. (Елена, 18 лет)

Комментарии, как говорится излишни. Не хочется  сгущать краски, но реальность такова, что беда может прийти в любую семью, даже вполне благополучную.

(Психолог дает практические рекомендации родителям, как правильно общаться с ребенком в подростковом возрасте, какие типы воспитания могут спровоцировать пробу психоактивного вещества, как вовремя заметить изменения в поведении и окружении ребенка, заканчивая свое выступление демонстрацией Z-CARD, которая поможет подтвердить, или опровергнуть возникшие сомнения).

Врач-нарколог: Уважаемые родители! Хочу сообщить вам информацию о распространенности наркомании в нашем районе (городе) (Приводятся данные статистики по распространенности наркомании в Тюменской области и  районе). Как показывает практика, обращение к врачу-наркологу наркозависимого больного происходит через несколько лет после начала употребления. В это время уже наблюдается серьезная физическая и психическая зависимости и все последствия многолетнего употребления наркотиков: потеря социального окружения, работы, наличие различных инфекционных заболеваний (гепатит, ВИЧ-инфекция, СПИД и др.), криминальный опыт. Все это делает усилия специалистов по лечению больного малоэффективными, лечение может длиться годами, с постоянными рецидивами (возвращением) болезни, с необходимостью больших финансовых и моральных затрат. Поэтому очень важно выявить болезнь в начале ее формирования, когда реабилитационный потенциал наркозависимого достаточно высок. Именно с этой целью в нашем регионе проводится тестирование.

Тестирование при подозрении употребления вашим ребенком наркотиков вы можете проводить также в домашних условиях. С помощью теста вы сможете выявить наличие факта потребления вашим ребенком наркотических веществ. Как это сделать я Вам сейчас продемонстрирую. Кроме того, технология проведения тестирования, как и признаки потребления наркотиков, прописана в информационном буклете (Z-CARD) с которым мы предлагаем вам познакомиться.

(Врач-нарколог демонстрирует практическое использование тест-системы и поясняет правила интерпретирования полученных результатов, а также разъясняет родителям их возможные действия при получении положительного результата тестирования и раздает родителям Z-CARD).

В случае если выявлен положительный результат настоятельно рекомендую вам обратиться в наркологическую службу. При этом вы можете обратиться не только к «местному» наркологу, но и к наркологу в другой территории, а также в областной центр. Еще хотел бы заострить ваше внимание на том, что родители, избегая огласки, часто обращаются в частные клиники, пытаются справиться своими силами. Все это приводит к затягиванию болезни, тогда на лечение потребуется больше затрат и моральных, и материальных, так как зависимость становится все сильнее. Частные клиники с анонимным лечением, как правило, работают на прибыль, а не на результат, максимально «выкачивая» деньги из своих пациентов (их родственников). Поэтому я рекомендую вам обращаться, все-таки, в государственные учреждения. Информация о том, куда можно обратиться, если все-таки есть подозрения, что ребенок употребляет наркотики, размещена в информационном буклете (Z-CARD). Еще раз советую не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам, после первых проб болезнь остановить легче.

Факторы риска начала потребления психоактивных веществ.

 

1. Биологические факторы риска.

• Патологическая наследственность по алкоголизму, наркомании, психическим заболеваниям.

• Патология беременности (токсикозы, эклампсия, нефриты и пр.), а также травмы и заболевания матери во время беременности.

• Патология родов (асфиксия, родовая травма и пр.).

• Серьезные соматические заболевания в первые годы жизни ребенка (тяжелые инфекции, менингиты, энцефалиты, ревматизм, хронические ассенизирующие состояния).

• Задержка физического развития либо его ускорение (акселерация).

• Задержка психического развития.

• Перенесенные черепно-мозговые травмы с потерей сознания.

• Наличие невротических расстройств в детстве и сходные с ними нарушения (энурез после 4-х лет, ночные страхи, заикание, тики и пр.).

• Психическая патология (психопатия, шизофрения, олигофрения, депрессии, суицидальные наклонности и пр.).

2. Социальные и социально-психологические факторы риска:

• Нарушение семейной системы (неполная семья, появление отчима (мачехи), сводных братьев и сестер).

• Асоциальная и антисоциальная семья.

• Малообеспеченная семья; проживание в плохих социально-бытовых условиях либо чрезвычайно высокий материальный достаток в семье, не контролируемый родителями доступ ребенка к материальным средствам.

• Злоупотребление в семье алкоголем и/или наркотиками (как модельное поведение).

• Нарушенные стили воспитания в семье (гипопротекция, гиперпротекция, авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, попустительство-безнадзорность, рассогласованность и непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, отсутствие духовности, нравственных ценностей и идеалов в семье).

• Чрезмерная занятость родителей, отсутствие контактов с ребенком.

• Психологические травмы (смерть близкого, развод родителей, насилие и пр..)

• Избыток свободного времени, незанятость ребенка (безделье, скука).

• Пребывание в антисоциальных (асоциальных) компаниях и компаниях, употребляющих ПАВ, доступность для ребенка психоактивных веществ.

3. Личностно-психологические факторы риска.

• Неуверенность в себе.

• Групповая конформность (тенденция подчиняться влиянию группы).

• Недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение распознавать и адекватно выражать свои чувства.

• Склонность к самодеструктивному поведению, отсутствие навыков заботы о себе.

• Неумение принимать ответственность за собственное поведение. Ведущим мотивом поведения является получение сиюминутного удовольствия, наслаждения.

• Низкая толерантность к стрессовым ситуациям и отсутствие навыков управления стрессом, неумение эффективно разрешать конфликтные ситуации.

• Заниженная или завышенная самооценка, несформированность коммуникативных навыков.

• Несформированность собственной системы ценностей, пассивность в их достижении.

• Акцентуации характера.

Критериями отбора подростка в группу риска по употреблению психоактивных веществ являются.

• Наличие двух и более факторов риска в каждой области, либо наличие шести и более факторов в совокупности по всем областям, либо наличие четырех и более факторов в одной из областей.

Обязательным для осмотра психиатром-наркологом является факт хотя бы однократного употребления несовершеннолетним психоактивного вещества.

 

Этапы формирования наркозависимости.

 

Первый этап

Для него характерно:

·               Естественное любопытство, желание «просто попробовать».

·                Активный поиск новых видов кайфа.

·               Неумение сказать «НЕТ».

·               Трудности с пониманием собственных границ.

·               Попадание под влияние различных мифов о химических веществах.

·               Страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком».

·               Неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное).

·               Наплевательское отношение к себе, к своей жизни, «пофигизм» как мировоззрение.

·               Желание сделать свою жизнь интересной и наполненной.

·               Незнание того, как на самом деле действуют ПАВ на психику и организм человека.

·               Необычайно высокий пик ощущений в организме, «кайф».

 

Первые дозы ПАВ вызывают резкий сбой нейрохимического баланса головного мозга. Очень важно, что ПАВ не сами вызывают удовольствие непосредственно, а заставляют организм активизировать свои ресурсы.

Человеку дан сейф — запас удовольствия. Им можно пользоваться всю жизнь понемногу, а можно «взломать» сейф и выгрести целую охапку «кайфа». Не скоро придет в себя «ограбленный» банк...

Есть два пути после первых опытов;

1. Полностью прекратить употребление; около 50% людей так поступают.

2. Продолжать употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости от ПАВ.

3. Третьего не дано. УВЫ.

 

Второй этап

Для него характерно:

·                Осознанное желание получать «кайф»

·                Планирование употребления.

·                Поиск разумных оправданий употребления.

·                Поиск «подходящей» компании.

·                ПАВ становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха.

·                ПАВ начинают использоваться как:

-средство против «комплексов»;

-лекарство от стресса;

-способ общения;

-спутник сексуальных отношений.

 

·                Можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы.

·                Формируется особая «тусовка» — свои ПАВ, своя музыка, стиль одежды, юмор.

 

Закон дозы.

Если человек продолжает употреблять вещества, изменяющие состояние сознания (ПАВ), он переходит с меньших доз на большие и с менее сильных веществ на более сильные.

Если человек не прекращает употребление — начинается следующая стадия развития наркотиков, ЗАВИСИМОСТИ.

 

Третий этап

Для него характерно:

·                Проблемы со здоровьем (похмелье, ломка), неприятные ощущения после употребления, инфекционные заболевания.

·                Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).

·                Неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях).

·                Скандалы в семье.

·                Проблемы с учебой, неприятности в школе.

·                Финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег).

·                Конфликты с друзьями.

·                Основной круг общения — те, кто употребляет ПАВ.

·                Конфликты с законом, приводы в милицию.

 

Возникает физическая зависимость. Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в «нормальное» состояние. Возникающие проблемы служат оправданием дальнейшего употребления. Употребление вызывает новые проблемы. Причина и следствие меняются местами.

Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития - к ЗАВИСИМОСТИ.

 

Четвертый этап

Для него характерно:

·                Употребление ради употребления.

·                Постоянная потребность в ПАВ.

·                Использование крайних средств в поисках дозы. Разрушение нравственных ценностей.

·                Апатия и нежелание жить, утрата смысла существования.

·                Попытки самоубийства.

·                Серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний.

·                Разрыв с семьей, друзьями, обществом.

 

Глубокие физиологические изменения. Употребление веществ для того, чтобы прожить этот день. Мозг разучился самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и не может воспринимать окружающий мир без очередной дозы.

Абсолютное большинство наркоманов, дошедших до этой стадии развития зависимости, погибают.

 

 

 

 

 

 

Факторы, которые удерживают подростков от употреблении наркотиков  даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих. Формирование ценностей, альтернативных наркотику.

 

Причины, которые, по мнению самих подростков, сыграли решающую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам.

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2.Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3.Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4.Желание пережить эмоционально приятное состояние «кайф».

5.Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

6.Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.

7.Демонстративный протест.

 

 

Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком

 

Физиологические признаки

•    Бледность или покраснение кожи

•    Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза

•    Несвязная, замедленна или ускоренная речь

•    Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи

•    Хронический кашель

•    Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание)

•    Резкие скачки артериального давления, расстройство желудочно-кишечного тракта

Поведенческие признаки

•    Беспричинное возбуждение, вялость

•    Повышение или понижение работоспособности

•    Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания

•    Уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам

•    Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном

•    Бессонница или сонливость

•    Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения

•    Повышенная утомляемость

•    Избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки

•    Снижение успеваемости в школе

•    Постоянные просьбы дать денег

•    Пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники

•    Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры

•    Самоизоляция, уход от участия в делах, которые

      раньше были интересными

•    Частое вранье, изворотливость, лживость

•    Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы

•    Неопрятность внешнего вида

•    Склонность к прослушиванию специфической музыки

•    Проведение большей части времени в компании асоциального типа

Очевидные признаки

•    Следы от уколов, порезы, синяки

•    Бумажки, денежные купюры, свернутые в трубочки

•    Закопченные ложки

•    Капсулы, пузырьки, жестяные банки

•    Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия

•    Папиросы в пачках из-под сигарет.

Дополнительные признаки

Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

Появляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.

Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, небольшие пузырьки, облатки из-под таблеток, небольшие кулечки из целлофана или фольги, тюбики из-под клея, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.

Изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.

Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

«Беспричинное» сужение или расширение зрачков

 

НЕКОТОРЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

1.              Амфитамины (экстази, ЛСД): низкая утомляемость, подвижность, неадекватно повышенное настроение;

2.              Производные конопли (анаша, гашиш, «центр», сюзьма, марихуана): покраснение глаз, сухость во рту, жажда, тягучая речь; беспричинный смех или чувство страха; обжорство.

При передозировке: рвота, учащенное сердцебиение с перебоями, отсюда ощущение скорой смерти из-за остановки сердца. Опасность в употреблении анаши: снижение умственных способностей, снижение результатов учебы в школе, институте, на работе, так называемое «перегорание» у подростков: замедленное половое развитие, поражение легких, возможны галлюцинации; нередко переход у так называемым тяжелым наркотикам – опиатам.

3.              Опиаты (морфий, героин, кодеин, «ханка», «химка»): красные глаза, как у кролика, и резко суженные до точки глаза; зуд всего тела, особенно крыльев носа; сухость во рту, понижение аппетита; непродолжительная эйфория, вслед за которой наступает сонливость.

При передозировке: наблюдается процесс «зависания», когда закатываются глаза и человек засыпает на ходу. Опиаты, особенно, героин, быстро вырабатывают зависимость, что приводит к физическим и психическим нарушениям, а также к необходимости увеличения дозы для получения того же эффекта.

4.              Производные эфедры хвощевой (эфедрин, эфедрон, «винт», «мулька», «дасеф»): красные глаза, но зрачки резко увеличены; жажда, потеря аппетита; нервное возбуждение, болтливость; неусидчивость, дрожание рук; бессонница иногда до 5-7 дней; учащенное сердцебиение.

 

Признаки возможного пристрастия к наркотикам:

·               резкое ухудшение поведения, изменение пищевых привычек, резкая смена друзей;  частые случаи забывчивости, бессвязная речь, незаконченные фразы, абсурдные заявления;

·               на фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота; частые и внезапные нарушения координации движений;

·               резкие перемены настроения, причем эти перепады ни в коей мере не связаны с окружающей реальной действительностью (от депрессии к эйфории), или тонуса (от гиперактивности к сонливости и наоборот);

·               полная утрата прежних интересов;

·               частое упоминание наркотиков и соответствующей терминологии в разговорах и шутках;

·               постоянное наличие денег или необъяснимое отсутствие, если вы их даете на какие-то покупки.

 

Что делать, если вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет наркотики?

•     Не впадайте в панику

•     Понаблюдайте внимательно за ним, не демонстрируйте

     чрезмерного подозрения

•   Соберите семейный совет, обсудите свои наблюдения с Вашим ребенком, не пытайтесь кричать на него или обвинять его в чем-то

•    Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его

•    Поддержите Вашего ребенка, проявив понимание и заботу

•    Объясните ему всю опасность пути, на который он встал

•    Не верьте его уверениям, что он может справиться с этим без

     специальной        помощи.  

•    Попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту

 

План действий.

Если вы узнали, что ваш ребенок употребляет ПАВ.

 

1. Разговаривайте с ним только после протрезвления.

2. Оставайтесь спокойным и рассудительным, контролируйте свои эмоции.

3. Предложите свою помощь в решении проблем.

4. Объясните, что впредь, когда ему предложат употребить он может и должен отказаться.

5. Займите твердую позицию, однозначно дав понять, что вы не позволите своему ребенку употреблять ПАВ. Настойчиво потребуйте прекращения проб алкоголя и ПАВ.

6. Объясните, что скуку, тревогу, страх, стресс можно снять другими способами, не употребляя ПАВ.

7. Во время разговора осуждайте поведение, связанное с употреблением алкоголя, наркотиков, а не личность ребенка. Используйте конкретные примеры, выражайте свои чувства спокойно, без агрессии.

8. Будьте готовы применить значимые меры для ребенка, в случае нарушения ваших требований (запретить посещать компьютерный клуб, отменить запланированную поездку).

9. Не стоит запугивать ребенка слишком сильно. Страх превратит его в лжеца.

 

Хорошо, если после всего сказанного ваш ребенок останется с ощущением, что вы его любите, вы за него волнуетесь, вы ему доверяете.

Если из разговора с подростком вы выяснили, что прием алкоголя или наркотиков регулярен, есть тяга, есть проблемы с учебой, долгами, настаивайте на обращении к специалистам как можно быстрее. Если подросток неоднократно приходит домой в состоянии опьянения, ложится в постель одетый, если его рвет, то, как бы вам не хотелось все убрать, помыть, раздеть – не делайте этого. Пусть утром он увидит последствия и сам все приобретет.

Помните, что дети учатся, подражая примерам, а не подвергаясь бесконечной критике. Требуя от ребенка трезвости, будьте трезвы сами.

 

Что значит сын или дочь «сидит на игле»? Любой из родителей, которых это коснулось, скажет, что хуже не придумать беды. Ломки, крики по ночам, непонятная агрессия...

Украденные из дома вещи, проданные за бесценок... Доза, которая вводится ребенку, чтобы облегчить страдания. Клиника, лекарства, выписка. Пустота в глазах, А потом все с начала...

Наркомания неизлечима. Это болезнь. Но болезнь хроническая. Существует только два  способа избежать всех кругов ад.  Или убедить ребенка никогда в жизни не пробовать эту дрянь. Или начать лечить его па пороге болезни. Иначе - смерть. Смерть без единого шанса на  спасение.

Подросток может длительное время скрывать свои «опыты» до тех пор, пока его состояние не ухудшится до того, что это станет видно невооруженным глазом. Однако, существует целый ряд своего рода физических маркеров, появление которых может служить поводом для тревоги. В этом смысле наблюдательность поможет Вам обратить на них внимание вовремя, пока не стало слишком поздно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы
Погода
Народный календарь
28 апреля — День Пуда

На день Пуда еще раз проверь улья: как прошла зимовка.
Друзья
Цитата дня

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Демокрит

Детям

Разработка: Вячеслав Рагозин © Школа №6, г.Карпинск 2008
Яндекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100